КАРЬЕРНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ
Кто же такой - карьерный консультант?
Зачем мне обращаться к нему?
И почему раньше их не было?
Представьте, что вы поставили цель покорить Эверест. Что вы начнете делать, не имея специальной подготовки? Готовиться! Будете поглощать информацию об альпинизме, усиленно заниматься спортом, отрабатывать навыки восхождения и консультироваться со специалистами. Пойдете ли Вы в гору в одиночку? Вряд ли. Скорее всего, Вы воспользуетесь услугами гида, который покажет Вам безопасные тропы, ведущие к вершине. Можно пойти и одному. Подумайте, сколько времени и ресурсов Вам будет необходимо, чтобы добраться туда незнакомой дорогой, которая может закончиться пропастью, тупиком или просто вести Вас в другом направлении… Представили? Думаю, аналогия очевидна.  

Карьерный консультант – это тот, кто поможет подготовиться к подъему, покажет наиболее быстрый и эффективный путь, сопроводит Вас до самой вершины.

Этика и кодекс карьерного консультанта
  • С каким бы запросом Вы не пришли – с вами все ок!
  • Анонимность, если захотите.
  • Вежливость, уважение, нормы деловой этики – априори.
  • Конфиденциальность как must
  • Кейсы публикуются только с согласия клиента, обязательно будут изменены узнаваемые факты.
  • На супервизию выносится только суть вопроса без каких-либо данных о клиенте. 
  • Отзывы также публикуются с согласия клиента.

Как и во всех помогающих профессиях важно найти «своего» специалиста. Принцип осознанного подхода к карьере предполагает наличие карьерного консультанта на протяжении всего профессионального пути и воспринимается уже обыденно как вклад в свое будущее, в себя и свое развитие. 

В наш век высокой конкуренции, турбулентности и постоянных изменений, невозможно быть в курсе изменений на рынке труда, если Вы не занимаетесь этим постоянно. Как раз здесь приходит на помощь карьерный консультант, который отслеживает мировые и локальные тенденции, появление новых каналов для поиска работы, новых профессий и отраслей, понимает перспективы тех или иных направлений. 

Раньше скорости изменений не носили такой стремительный характер как сейчас. Люди выбирали профессию раз и на всю жизнь. Сейчас жизнь диктует свои правила и многие специальности уходят в историю. В настоящее время уже нормально кардинально менять сферу 2-3 раза за жизнь, а то и больше. И вопрос быстрой переориентации и быстрого роста в новой профессии - также актуальный запрос, с которым работает карьерный консультант. 

С какими запросами работает карьерный консультант?
  • Планирование карьеры и бизнеса (постановка краткосрочных и долгосрочных целей, пути развития, как перейти в другую профессию, сферу, карьерный план и тп)
  • Поиск работы (резюме, мотивационное письмо, каналы поиска, анализ воронки, тренировка интервью, выбор оффера)
  • Самоопределение и предназначение (найти свое призвание, понять куда двигаться дальше, каковы мои истинные желания, как расставить приоритеты в жизни, найти свои сильные стороны, ценности и т.п.)
  • Внутренние состояния (ограничивающие установки, неуверенность в себе, страхи, повторяющиеся сценарии, выгорание и тп.)
  • Сложные ситуации на работе (не повышают зп, нет развития, не знаю остаться или уволиться, выйти из декрета, конфликты и т.п.)

Вопросы, с которыми работают консультанты, этим списком не ограничивается. Кто-то работает шире и берет вопросы профориентации, трудового законодательства и тп. У каких-то консультантов может быть специализация: кто-то помогает находить работу заграницей, кто-то отлично знает какую-то отрасль, кто-то работает только с подростками, а кто-то не берет в работу психологические запросы. 

Чего карьерный консультант НЕ делает:
  • Не ищет работу вместо клиента, но дает понимание каналов поиска работы, воронки поиска и тп; 
  • Не ищет конкретные вакансии для клиента, но может на примере 1-2 вакансий рассказать как их анализировать и на что обращать внимание;
  • Не пишет вместо клиента резюме и мотивационные письма, но четко разложит как составить продающее резюме и письмо на любую вакансию;
  • Не решит за Вас куда двигаться дальше и какой оффер выбрать, но поможет прийти к решению Вам;
  • Не напишет за Вас карьерный план, но пройдет вместе с Вами все этапы.
Консультант отвечает за информацию и процесс, клиент за результат. Консультант дает удочку, учит как ею пользоваться, клиент сам ловит рыбу. 

Кто может стать карьерным консультантом?
Чаще всего в карьерные консультанты идут менеджеры и директора по персоналу, рекрутеры и хэдхантеры – те, кто знает все о подборе персонала и продвижении со стороны работодателя и знают точно почему кого-то они принимают на работу или продвигают вверх по карьерной лестнице, а кого-то отсеивают.

Но мало быть только хорошим HR-ом. Важно знать как привести клиента к цели, как замотивировать его, как помочь ему осознать точки роста. И здесь хорошо работают коучинговые инструменты, которыми карьерный консультант должен отлично владеть. 

Не последней составляющей является хотя бы базовые знания психологии. Вопросы поиска работы и профессионального развития часто сопровождаются психологическими запросами, например, проблема самопрезентации, страх быть «видимым», убеждения, не позволяющие расти дальше, финансовый потолок и тп.

Если объединить эти три составляющие, то суть карьерного консультанта можно визуализировать так:

Наглядно и графично о том, кто такой карьерный консультант