Представьте, что вы поставили цель покорить Эверест. Что вы начнете делать, не имея специальной подготовки? Готовиться! Будете поглощать информацию об альпинизме, усиленно заниматься спортом, отрабатывать навыки восхождения и консультироваться со специалистами. Пойдете ли Вы в гору в одиночку? Вряд ли. Скорее всего, Вы воспользуетесь услугами гида, который покажет Вам безопасные тропы, ведущие к вершине. Можно пойти и одному. Подумайте, сколько времени и ресурсов Вам будет необходимо, чтобы добраться туда незнакомой дорогой, которая может закончиться пропастью, тупиком или просто вести Вас в другом направлении… Представили? Думаю, аналогия очевидна.
Карьерный консультант – это тот, кто поможет подготовиться к подъему, покажет наиболее быстрый и эффективный путь, сопроводит Вас до самой вершины.
Этика и кодекс карьерного консультанта- С каким бы запросом Вы не пришли – с вами все ок!
- Анонимность, если захотите.
- Вежливость, уважение, нормы деловой этики – априори.
- Конфиденциальность как must
- Кейсы публикуются только с согласия клиента, обязательно будут изменены узнаваемые факты.
- На супервизию выносится только суть вопроса без каких-либо данных о клиенте.
- Отзывы также публикуются с согласия клиента.
Как и во всех помогающих профессиях важно найти «своего» специалиста. Принцип осознанного подхода к карьере предполагает наличие карьерного консультанта на протяжении всего профессионального пути и воспринимается уже обыденно как вклад в свое будущее, в себя и свое развитие.
В наш век высокой конкуренции, турбулентности и постоянных изменений, невозможно быть в курсе изменений на рынке труда, если Вы не занимаетесь этим постоянно. Как раз здесь приходит на помощь карьерный консультант, который отслеживает мировые и локальные тенденции, появление новых каналов для поиска работы, новых профессий и отраслей, понимает перспективы тех или иных направлений.
Раньше скорости изменений не носили такой стремительный характер как сейчас. Люди выбирали профессию раз и на всю жизнь. Сейчас жизнь диктует свои правила и многие специальности уходят в историю. В настоящее время уже нормально кардинально менять сферу 2-3 раза за жизнь, а то и больше. И вопрос быстрой переориентации и быстрого роста в новой профессии - также актуальный запрос, с которым работает карьерный консультант.
С какими запросами работает карьерный консультант?- Планирование карьеры и бизнеса (постановка краткосрочных и долгосрочных целей, пути развития, как перейти в другую профессию, сферу, карьерный план и тп)
- Поиск работы (резюме, мотивационное письмо, каналы поиска, анализ воронки, тренировка интервью, выбор оффера)
- Самоопределение и предназначение (найти свое призвание, понять куда двигаться дальше, каковы мои истинные желания, как расставить приоритеты в жизни, найти свои сильные стороны, ценности и т.п.)
- Внутренние состояния (ограничивающие установки, неуверенность в себе, страхи, повторяющиеся сценарии, выгорание и тп.)
- Сложные ситуации на работе (не повышают зп, нет развития, не знаю остаться или уволиться, выйти из декрета, конфликты и т.п.)
Вопросы, с которыми работают консультанты, этим списком не ограничивается. Кто-то работает шире и берет вопросы профориентации, трудового законодательства и тп. У каких-то консультантов может быть специализация: кто-то помогает находить работу заграницей, кто-то отлично знает какую-то отрасль, кто-то работает только с подростками, а кто-то не берет в работу психологические запросы.
Чего карьерный консультант НЕ делает:- Не ищет работу вместо клиента, но дает понимание каналов поиска работы, воронки поиска и тп;
- Не ищет конкретные вакансии для клиента, но может на примере 1-2 вакансий рассказать как их анализировать и на что обращать внимание;
- Не пишет вместо клиента резюме и мотивационные письма, но четко разложит как составить продающее резюме и письмо на любую вакансию;
- Не решит за Вас куда двигаться дальше и какой оффер выбрать, но поможет прийти к решению Вам;
- Не напишет за Вас карьерный план, но пройдет вместе с Вами все этапы.
Консультант отвечает за информацию и процесс, клиент за результат. Консультант дает удочку, учит как ею пользоваться, клиент сам ловит рыбу.
Кто может стать карьерным консультантом?Чаще всего в карьерные консультанты идут менеджеры и директора по персоналу, рекрутеры и хэдхантеры – те, кто знает все о подборе персонала и продвижении со стороны работодателя и знают точно почему кого-то они принимают на работу или продвигают вверх по карьерной лестнице, а кого-то отсеивают.
Но мало быть только хорошим HR-ом. Важно знать как привести клиента к цели, как замотивировать его, как помочь ему осознать точки роста. И здесь хорошо работают коучинговые инструменты, которыми карьерный консультант должен отлично владеть.
Не последней составляющей является хотя бы базовые знания психологии. Вопросы поиска работы и профессионального развития часто сопровождаются психологическими запросами, например, проблема самопрезентации, страх быть «видимым», убеждения, не позволяющие расти дальше, финансовый потолок и тп.
Если объединить эти три составляющие, то суть карьерного консультанта можно визуализировать так: